Профессиональный клуб Синтэн, секции единоборств, айкидо, самообороны в С-Пб

КЛУБ ЕДИНОБОРСТВ

+79213644558
+79052291856

С-Петербург

ул. Пролетарской диктатуры д. 1.

Главная

О клубе \ Отзывы

Литература

Расписание

Контакты

Яндекс.Метрика

Отношения между Такэдой и Уэсибой

Отношения между Такэдой и Уэсибой

Отношения между Такэдой и Уэсибой


Позвольте мне начать с категорического заявления, что основное техническое влияние на развитие айкидо оказала система дзю-дзюцу Дайто-рю. Это искусство, являющееся продолжением боевых традиций клана Айдзу и насчитывающее несколько сотен лет, преподавалось во многих областях Японии в период Мэйдзи, а также Тэйсё и ранние годы эпохи Сёва известным мастером Такэда Сокаку. Известный в равной степени как своим мастерством так и тяжестью характера, Такэда не раз использовал свои навыки в смертельных поединках.


Такэда было пятьдесят четыре года, когда Морихэй Уэсиба впервые встретился с ним в Энгару, на Хоккайдо в конце февраля 1915 года. Эта встреча послужила началом долгих и весьма бурных, но в конечном итоге продуктивных отношений на протяжении более двадцати лет. Первоначально практика  Уэсибы в Дайто-рю включала в себя три 10-дневных семинара в тесном сотрудничестве с мастером и завершилась 4 апреля того же года. Данные учетных записей Дайто-рю показывают, что он также принял участие в трех семинарах, которые давал Такэда в 1916 году. Затем Уэсиба пригласил сэнсэя Такэда к себе домой и получал интенсивные частные уроки в изощренных техниках Дайто-рю. К сожалению, многие подробности об этом периоде, и как долго это длилось не известно.

Уэсиба покинул Хоккайдо раз и навсегда в декабре 1919 года после того, как он получил телеграмму, в которой содержалось известие, что его отец был в критическом состоянии. Он поручил свой дом, скромное деревянное строение, Такеда и вернулся в свой родной город Танабэ. По дороге он сделал незапланированную остановку в Аябэ, чтобы помолиться за выздоровление отца. Именно здесь он встретил Онисабуро Дегучи, лидера секты Омото, который оказал очень большое влияние на его жизнь. Когда он вернулся домой, отец уже умер. Тогда Уэсиба решил переехать с семьей, которая состояла из жены, матери и двух детей, в Аябэ. Они переехали туда весной 1920 года. По настоянию Дегучи, Уэсиба открыл свой первый додзе, в своем доме, известном как Уэсиба Дзюку, и преподавал Дайто-рю для студентов, большинство из которых были членами секты Омото.


Два года спустя, в апреле, Сокаку Такэда появился в Аябэ с женой, дочерью, и 6-летним сыном, Токимунэ. Вопрос о том, пришел ли Такэда сам или его попросил прийти к Аябэ Уэсиба, кажется, на данный момент неразрешимым, и официальные версии как от Дайто-рю, так и от айкидо источников, значительно отличаются.  Известно то, что Такэда оставался там, в течение пяти месяцев, обучая членов Уэсиба Дзюку додзе, и что в конце этого периода Уэсиба был награжден кёдзю дайри, сертификатом, который возложил на него официальный статус инструктора Дайто-рю.  Отношения между Такеда и духовным лидером Дегучи  складывались не особо гладко, и не удивительно, что они не любили друг друга. Хотя лидер Омото все же сделал прощальный подарок Сокаку, подарив меч и рисованную картину. В любом случае, все указывает на то, что отношения между бесстрашным Сокаку и одним из его самых известных студентов, Морихэем Уэсиба, были напряженными в течение всего периода, проведенного в Аябэ.


После отъезда Такэда в сентябре 1922 года, эти двое, казалось бы, встречались лишь изредка, хотя Такэда все же посетит Уэсибу еще несколько раз в додзе последнего в Токио. Уэсиба в конечном итоге зарекомендовал себя как известный учитель джиу-джитсу в Токио, в то время как Такэда продолжает путешествовать по всей Японии, проводить семинары в первую очередь для видных лиц, таких как судьи, полицейские, военные и тому подобное. Хотя Уэсиба и Такэда имели мало прямых контактов с этого момента, они поддерживают переписку. Кроме того, Уэсиба, в настоящее время, будучи аккредитованным преподавателем Дайто-рю, награждает свитками своих прямых учеников до, вполне возможно, конца 1937 года. Среди получателей дипломов Дайто-рю от Уэсибы являются Кендзи Томики, Минору Мотидзуки, Риндзиро Сирата, и Годзо Сиода.


С современной психологической точки зрения связь между Морихэем Уесиба и Сокаку Такеда можно охарактеризовать как отношения «любви-ненависти». Трудно точно определить исторические факты, так как почти нет живых свидетелей многих из тех событий. Даже сегодня эмоциональные объяснения предлагаемые преемниками Уэсибы или Такэда во многом противоречат друг другу. Понятно, что Уэсиба был глубоко уважающим технические возможности Такеда и что именно Уэсиба считается основателем айкидо как один из самых перспективных студентов.


Я подозреваю, что в корне проблем между двумя были требовательная личность Сокаку, независимое отношение, духовная ориентация Уэсиба и смутные финансовые вопросы в связи с обязательствами Морихэя в качестве сертифицированного инструктора Дайто-рю. На странице Дайто-рю эймэйроку от 15 сентября 1922 года, в котором Уэсиба награжден кёдзю дайри, четко указано, что он был обязан платить три иены, в качестве регистрационного взноса, Сокаку за каждого студента при зачислении в его додзе. Позже каждый обвинил друг друга в нарушениях в отношении финансовых вопросов, и отчеты их последних встреч выявляют нерешенный характер разногласий между ними.


Но Такеда присвоил статус кёдзю дайри целому ряду лиц, в том числе Тайсо Хорикава, Юкиеси Сагава, Котаро Есида, Кодо Хорикава и Такума Хиса. По данным исследователя Кийоси Вататани, в его книге «Bugei Ryuha Dai Jiten», перечислено в общей сложности двадцать девять человек. И якобы, все эти люди были ответственны за уплату той же суммы, когда Сокаку преподавал им Дайто-рю. Я считаю весьма сомнительным, что Уэсиба был единственным, кто имел личные трудности с Такэда, касающиеся финансовых вопросов.

В заключение я хотел бы отметить некоторые позитивные последствия связи между этими двумя мастерами двадцатого века. Во-первых, технический вклад Дайто-рю в айкидо огромен. Трудно найти движения в айкидо, которое не присутствуют в дзю-дзюцу Такэда. С другой стороны, выживание, распространение и перспективы Дайто-рю как традиционного японского боевого искусства были практической гарантией огромного международного успеха современного айкидо.  В любом случае, если смотреть исторически, два боевых искусства тесно связаны и будут оставаться таковыми, несмотря на недоразумения, предубеждения и взаимные обвинения, которые были увековечены и по сей день. В свое время, как наше понимание прошлых исторических событий растет, я полагаю, можно будет рассматривать отношения между айкидо и Дайто-рю дзю-дзюцу с более объективной стороны и, что взаимные задолженности этих искусств будут легче восприниматься.

Отношения между Такэдой и Уэсибой