Профессиональный клуб Синтэн, секции единоборств, айкидо, самообороны в С-Пб

КЛУБ ЕДИНОБОРСТВ

+79213644558
+79052291856

С-Петербург

ул. Пролетарской диктатуры д. 1.

Главная

О клубе \ Отзывы

Литература

Расписание

Контакты

Яндекс.Метрика

Словарь Айкидо

Словарь Айкидо Профессионального клуба Синтэн.

Словарь Айкидо

* Домо — спасибо, объединение

* Домо аригато годзай маста — большое спасибо за то, что вы для нас сделали

* О-негай симас — разрешите Вас пригласить

Общая терминология


* Ай — гармония, объединение

* Айкидо — путь достижения духовной гармонии

* Айки дока — человек, практикующий айкидо

* Ай-нуке — взаимное сохранение (применяется при работе с оружием)

* Ай-учи — взаимное убийство (применяется при работе с оружием)

* Будо — путь воина, дисциплины обучающие боевому искусству

* Буси — воин, самурай

* Бусидо — кодекс чести самурая

* Бугейся — мастер воинских искусств

* Ваза — техника, положение

* Вакидзаси — малый меч

* Гарами — перегибание, переплетение, перекрещивание

* Дайто — остров, дом

* Дзюцу — искусство, техника борьбы

* Дзю-дзюцу — искусство мягкого боя (старая транскрипция - джиу-джитсу)

* Дзюдзи — крест

* До — путь

* Додзё — зал для тренировок

* Кай — общество, организация, объединение

* Кан — клуб, стиль

* Катана — самурайский меч

* Кайтен — круг, колесо

* Каеси — скручивание

* Кихон — основа, фундамент, база

* Кихон-доса — базовые упражнения

* Киме — концентрация силы при проведении техники

* Кобудо — традиционные воинские искусства

* Кокан — квалификационный экзамен

* Кейко — тренировка, занятие

* Рандори — работа с множеством партнёров

* Рё — оба, два

* Рю — школа

* Сейка-танден — нижний танден. Точка внизу живота, ниже пупка на два пальца. Место сосредоточения духовных и физических сил

* Симе — удушение

* Танден — живот, брюшная полость

* Танто — кинжал, нож


Вернуться

Стороны


* Ёко — сторона, бок, сбоку

* Маэ — передний, лицевой, впереди

* Омоте — лицевой, варианты приёмов с вхождением

* Сёмен — лицевая часть чего-либо, также область додзё перед алтарем с портретом О'сенсея

* Сото — внешний, наружный

* Ура — задний, обратный, варианты приемов с обходом

* Усиро — назад, сзади, позади

* Учи — внутрь, изнутри, рубящий удар

Уровни


* Дзёдан — верхний уровень

* Чудан — средний уровень

* Гедан — нижний уровень

Одежда для занятий


* Ги — одежда

* Доги — традиционная одежда для тренировок

* Кейкоги — одежда для тренировок в Айкидо

* Оби — пояс

* Увага — куртка кейкоги

* Хакама — брюки-юбка, традиционная одежда самурая

Команды


* Атага-ни-рей — поклон друг другу

* Додзё-ни-рей — приветствие залу воинских искусств

* Дза-рей — поклон в положении сидя на коленях

* Кирицу (татте) — встать

* Мате — стоп, закончить

* Рицу-рей — поклон стоя

* Рей — приветствие, поклон

* Сёмен-ни-рей — поклон в сторону алтаря

* Хадзиме — начать

* Хай-дозо — да, пожалуйста.

* Яме — прекратить, стоп

* Ясуме — отдыхайте

Стойки и основные позиции


* Ай-ханми-но-камаэ — одноимённые стойки

* Гедан-но-камаэ — положение, когда меч или руки находятся на нижнем уровне

* Гяку-ханми-но-камаэ — разноимённые стойки

* Дзёдан-но-камаэ — положение, когда меч или руки находятся на верхнем уровне

* Дзансин — позиция после броска

* Камаэ — стойка, позиция

* Кидза — положение на коленях, кода ступни стоят на пальцах

* Ма-ай — комфортная дистанция между партнёрами

* Миги-ханми-но-камаэ — правосторонняя стойка

* Сизентай — естественная стойка (ноги на ширине плеч)

* Сисей — поза, хорошая осанка

* Сейдза — положение сидя на коленях

* Ханми-но-камаэ — стойка в пол оборота, базовая стойка

* Хидари-ханми-но-камаэ — левосторонняя стойка

* Хитаэми — основная стойка

Передвижения


* Аюми-аси — полный шаг вперёд

* Дзен-по — вперёд

* Ёко-укеми — боковая страховка

* Ирими — прямой вход в атаку партнёра

* Ко-хо — назад

* Маэ-укеми — страховка вперёд

* Сабаки — перемещение, движение

* Сикко — передвижение на коленях

* Соку-хо — передвижение в сторону

* Тай-но-хенка — изменение положения тела относительно чего-либо

* Тай-но-тенкан-хо — способ поворота или вращения тела

* Тенкан — поворот, вращение

* Укеми — страховка

* Усиро-укеми — страховка назад

* Цуги-аси — попеременный шаг

Упражнения


* Авасе-хо — согласованные упражнения в паре с бокеном или дзё

* Дзё-дори — техника отбора дзё у атакующего

* Дзё-доса — упражнения с дзё

* Дзё-наге — техника удержания дзё от атакующего

* Доса (ундо) — упражнение

* Ката — последовательное выполнение определённых движений

* Куми-тачи — парные упражнения с мечом

* Кен-но-ката — комплекс формальных движений с мечом

* Сихо-гири — рубить на 4 стороны

* Сотай-доса — парные упражнения

* Субури — одиночные упражнения с мечом или дзё

* Тайсо — разминка, гимнастика, зарядка

* Тай-дзюцу — техника без оружия

* Тандоку-доса — одиночные упражнения

* Хайсин-ундо — растягивание спины

* Хо — способ, метод, направление

* Энсю — семинар

Удары


* Атеми — удар

* Ёкомен-учи — боковой рубящий удар

* Мен-учи — удар в лицо

* Сомен-учи — рубящий удар сверху в лоб

* Учи — рубящий удар

* Чудан-цуки — прямой удар кулаком в область солнечного сплетения

* Цуки — прямой удар, тычок

* Яма-цуки — удар двумя кулаками, расположенными на разных уровнях

Ранги, титулы


* Дан — степень мастерства

* Досю — "Мастер Пути"

* Дохай — начинающий ученик

* Деси — ученик, обучающийся

* Кохай — младший ученик

* Кю — начальная степень мастерства

* Содан — первый дан

* Сидоин — инструктор, руководитель, наставник, присваивается от 3 до 5 дана

* Сихан — старший преподаватель, присваивается с 5 дана

* Семпай — старший ученик

* Сенсей — учитель

* Учи-деси — "домашние" ученики, живущие в додзё, постоянно тренируются и заботятся об учителе.

* Юданса — обладатель чёрного пояса

Энергетика


* Айки — жизненная энергия, сила

* Ки — жизненная энергия, сила

* Киай — пронзительный крик, порождённый изнутри

* Ки-но-нагаре — поток ки

* Кокю — дыхание, вдох-выдох

* Кокю-рёку — сила дыхания

Захваты


* Ай-ханми-катате-дори (ай-дори) — захват за запястье одноимённой руки

* Гяку-ханми-катате-дори — захват за запястье разноимённой руки

* Дори — захватить, взять

* Ката-дори — захват за плечо

* Катате-дори-мен-учи — захват руки с последующим ударом другой рукой

* Ката-дори-мен-учи — захват за плечо с последующим ударом второй рукой

* Мороте-дори (катате-рёте-дори) — захват двумя руками одной руки

* Мочи — захват

* Муне-дори — захват за отворот куртки в области груди

* Рё-муне-дори — захват за отворот куртки в области груди двумя руками

* Рё-те-дори — захват двух рук спереди

* Рё-ката-дори — захват за два плеча

* Рё-сото-дори — захват за два рукава

* Рё-хидзи-дори — захват за два локтя

* Ситате-дори — обхват партнёра в районе груди под его руками

* Сото-дори — захват за рукав

* Усиро-куби-симе — удушение сзади за отворот или двумя руками

* Усиро-рёте-дори — захват сзади за две руки

* Усиро-текуби-дори — захват сзади за запястья

* Усиро-рёката-дори — захват сзади за два плеча

* Усиро-рёхидзи-дори — захват сзади за два локтя

* Усиро-ситате-дори — обхват сзади под руками на уровне груди

* Усиро-катате-дори-куби-симе — удушение сзади с одновременным захватом одной руки

* Усиро-увате-дори — обхват сзади поверх рук

* Усиро-эри-дори — захват сзади за ворот

* Хидзи-дори — захват за локоть

* Эри-дори — захват за воротник

* Футари-дори — двое держат за руки одного



* Аго — челюсть

* Аси — нога, ступня

* Дзенван — предплечье

* Ката — плечо

* Катате — запястье

* Коси — бедро

* Коте — запястье

* Куби — горло

* Муне — грудь

* Мен — лицо, маска

* Тай — тело, корпус

* Текуби — запястье

* Тегатана — рука-меч

* Те — рука

* Уде — рука от плеча до запястья

* Хара — живот

* Хидза — колено

* Хидзи — локоть

броски и удержания


* Айки-отоси — опрокидывание партнёра, выводя его из равновесия путём выдёргивания ног

* Дзюдзи гарами — бросок, перекрещиванием рук

* Ирими-наге — бросок прямым входом в атаку партнёра

* Кайтен-наге — бросок вращением

* Кири-отоси — опрокидывающее движение вниз за спину

* Кокю-наге — броски с использованием кокю

* Коси-наге — бросок через бедро

* Коте-гаеси — бросок путём скручивания запястья

* Наге (тори) — бросок, тот кто защищается

* Осае — болевой контроль

* Сихо-наге — бросок на 4 стороны

* Сото-кайтен-наге — бросок вращением с наружным входом

* Суми-отоси — бросок с использованием "мёртвого угла"

* Тенти-наге — бросок "небо-земля"

* Уде-гарами — "переплетение рук"

* Уде-киме-наге — бросок с использованием контроля локтя

* Усиро-кири-отоси — опрокидывание партнёра на спину срубающим движением вниз

* Учи-кайтен-наге — бросок вращением со входом внутрь под руку

одежда

Во время занятий Айкидо носят кэйкоги. Затянув тренировочный пояс (кэйкоги-оби или просто оби), надевают тренировочную хакаму (кэйкобакама). Этот костюм - приспособленный к практическим занятиям вариант старинной повседневной одежды самураев. Эта одежда имеет следующие преимущества:


* она удобна, не сковывает движений;

* прочна;

* хорошо впитывает пот.


Самым примечательным является то, что если этот комплект носить правильно, то улучшается осанка, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на ментальное состояние человека. Переодевшись в традиционную одежду самураев, айкидока приступает к занятиям, чувствуя, что его дух и тело становятся единым целым еще до начала тренировки.


Кэйкоги


Кэйкоги, также часто именуемая "ги", "доги" или "кимоно"(последнее не совсем верно) - это традиционная одежда для занятий будо состоящая из куртки, штанов, пояса (оби). Куртку традиционно следует запахивать так что бы левая пола оказалась сверху(независимо от того, мужчина вы или женщина).


Кэйкоги-оби (оби)


Разница между кэйкоги-оби и оби состоит в том, что кэйкоги-оби это традиционный пояс для занятий иай, а оби - пояс который используется для занятий дзюдо, карате и другими видами единоборств.


Кэйкоги-оби предпочтительно носить вместе с хакамой потому, что он более мягкий по сравнению с оби. Его традиционная длина составляет три с половиной метра, а ширина пять-восемь сантиметров. Кэйкоги-оби бывает трёх цветов: белого, цвета индиго и чёрного (только для юданся - первый ДАН и выше).


Во время завязывания пояса, необходимо следить за тем, что бы пояс не перехлёстывался за спиной. Это может привести к травмам спины и позвоночника!


Хакама


Хакама это юбка-штаны, которую носят айкидоки, является частью традиционной самурайской одежды. Ги, в основном используемая в Айкидо, которая изначально являлась нижним бельём, и потому ношение хакамы является частью традиции для большинства школ Айкидо.


Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, кустарника и т.п.. Например, ковбоями на Диком Западе для этого использовалась кожа, но в Японии достать кожу было сложно и дорого, поэтому с той же целью использовались хакамы из плотной ткани. После того как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакамы, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в битве давало преимущество так как скрывало движения ног.


Всего существовало четыре вида хакамы:


1. Хакама с двумя штанинами, используемая ныне в боевых искусствах - дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакамы в основном самураи.

2. Для случаев когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия хакамы, прикрывавшая ноги не полностью, подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

3. Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

4. И последняя разновидность хакамы - полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, одеваемая на аудиенции к Сёгуну или Императору. Она имела длину 3 - 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того что бы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.


В зависимости от того, к какой школе Айкидо принадлежит додзё, хакаму одевают или с самого начала обучения, или по достижению определённых уровней развития. Например, после получения третьего кю, или после защиты на 1 ДАН.


Так же хакама символизирует добродетели будо. Традиционно хакама имеет семь складок: пять спереди и две сзади. Каждая из н

Так же хакама символизирует добродетели будо. Традиционно хакама имеет семь складок: пять спереди и две сзади. Каждая из них является символом. Вот как трактует значения складок О-Сенсэй Морихэй Уэсиба:


* Дзин — доброжелательность

* Ги — Честность, справедливость

* Рэй — вежливость, этикет

* Ти — мудрость

* Син — искренность

* Тю — верность, преданность

* Ко — почитание старших или благочестие


Словарь Айкидо Профессионального клуба Синтэн.