Словарь терминов

Краткий словарь терминов, которые могут пригодиться на занятиях.


Немного о произношении японских слов:


 cи, cя, cё, cю произносятся как нечто среднее между очень мягким cи, cя, cё, cю и щи, ща, що, щу. Из слогов "-ши" и "-си" ближе к оригиналу будет произношение "- си" (сихонаге вместо шихонаге), хотя в японской речи это более сложный звук. Лучше вообще избегать звука "ш" в произношении японских терминов.


 Звук R (р) весьма своеобразен и одинаково похож (точнее, одинаково не похож) как на русское «р», так и на русское «л».


 ти, тя, тё, тю произносятся как нечто среднее между очень мягким ти, тя, тё, тю и чи, ча, чо, чу


 Слог ва не соответствует русскому, соответствует белорусскому ўа или английскому wa.


 Звук дз перед гласными а, о, у произносится как нечто среднее между з и дз, ближе к дз в начале слова и после н и к з в остальных случаях.


 дзи, дзя, дзё, дзю здесь звук з превращается в ж, но гласные всё равно смягчают согласный. Не соответствует русскому джи , в японском очень важно смягчение, иначе возможна путаница с японским звуком у, который похож на русский ы. Произношение таких слогов похоже на английское jeans


Японский счет. Числительные до двадцати.


ити – один


ни – два


сан – три


си – четыре


го – пять


року – шестьсити – семь


хати – восемь


кю – девять


дзю - десять


дзюити - одиннадцатьдзюни - двенадцать


дзюсан - тринадцатьдзюён - четырнадцатьдзюго - пятнадцатьдзюроку - шестнадцатьдзюсити, дзюнана - семнадцатьдзюхати - восемнадцатьдзюкю - девятнадцатьнидзю - двадцать


Общая терминология


Авасе - тренировка с партнером


Ай - Гармония, объединение


Айки - Сочетание универсальной духовной силы


Айкидо - Путь духовной гармонии. С практической точки зрения, Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приемов самозащиты как против безоружных, так и против вооруженных нападающих


Айкидока - Обобщенное понятие для обозначения занимающихся Айкидо


Ай-нукэ - Взаимное сохранение. (Применяется при работе с оружием)


Ай-учи - Взаимное уничтожение. (Применяется при работе с оружием)


Бо - Деревянная палка около 6 футов длиной (1 фут ок. 30 см.)


Боккен - Бокуто - деревянный меч


Будо -Путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие


Ваза - Техники, формы приемов


Вакидзаси - Малый меч. Как правило использовался для сэппуку (ритуальное самоубийство путем вспарывания живота)


До - Путь


Додзе -Тренировочный зал , «Место встречи с истиной; место, где постигается Путь»


Кай - Организация, федерация, общество и т.п.


Какари-гейко (kakari: постоянные атаки; geiko/keiko: тренировка) Нападающие (уке) атакуют один за другим.


Кан - Клуб, стиль


Катана (Тачи, Дайто) - Самурайский меч


Кимэ - Сосредоточение, концентрация. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий


Кобудо - Традиционные воинские искусства


Кокан - Квалификационный экзамен


Кокан-гэйко - Показательные выступления


Кокоро - Дух, душа, сердце, воля


Кузуши (дословно: нарушение, разрушение) Движения, используемые для нарушения равновесия вашего противника.


Кэйко - Тренировка, занятие, изучение


Нагэ (тори) - Бросок. Также тот, кто исполняет технику на Укэ


Рандори - Свободная схватка (дословно - свободное упражнение). Тори защищается от нескольких одновременно атакующих укэ. Практикуется на продвинутых уровнях.


Рей - Поклон. Формальный жест почтения и благодарности, исполняемый занимающимися Айкидзюцу и Айкидо


Сатори - Просветление


Субури-то - Деревянная копия меча для исполнения субури. Обычно более толстый и тяжелый, нежели боккэн


Танто - «Короткий меч». Кинжал, нож


Татами - Традиционные японские маты из рисовой соломы


Уке - Бросаемый человек, нападающий


Хикитатэ-кейко – тренировка со старшими учениками


Цуба - Гарда меча, боккена


Яйто (иайто, могито)- Японский тренировочный меч для иайдо, незаточенная катана


Обращения, выражения


Асоко! - Вон там!


Гомэннасаи! - Извините меня! Форма извинения. Используйте ее если вы, например, выкатили своего укэ в ноги соседней паре. Или причинили чрезмерную боль при контроле.


Вакаримас! - Я вас понял. Поняли обьяснение - скажите инструктору об этом. Воспользуйтесь этим оборотом или просто скажите "Хай!"


До:мо - Очень, спасибо, объединение


До:мо аригато годзаимаста - «Большое спасибо зато, что вы для нас сделали» (как правило произносится учениками в конце тренировки)


Ииэ - Нет Отрицание


О-нэгай симас - «пожалуйста, давайте начнём заниматься» (традиционное приветствие в начале тренировки)


Сумимасэн! - Будьте любезны! Вежливая форма привлечения внимания. Не машите инструктору руками в процессе отработки техники, чтобы привлечь его внимание. Вместо этого поклонитесь и скажите "Сумимасэн!"


Хай! - Да. Утверждение. Зачастую используется в значении "я вас понял".


Команды


Атагани-рэй - Поклон друг другу


Ато! - Отодвиньтесь назад. Или отступите назад, отойдите


Гаэси - Поменять направление


Госуру - Стоять в ряду


Гоями - Вращение


Додзе-ни-рэй - Приветствие залу воинских искусств. Как правило выражается в поклоне при входе в зал


Дза-рэй - Приветствие в позиции сидя на коленях


Ей! Внимание! Приготовиться!


Еси! - Продолжайте!


Ки-но-цукэ - Смирно! Внимание!


Киецукутэ! - Будте осторожны!


Кирицу (таттэ)! - Встать!


Котай - Поменяться местами, инициативой


Кэцу - Прыгать


Массугу - Прямо


Маттэ! - Ждите !


Миги-ни - Направо


Мо-ичи-до - Сделать еще раз


Мокусо - Закрыть глаза. Медитация


Мо-то-но-ити - Вернуться на свои места (возвращение к первоисточнику)


Мукома-тэ ..ни,..сан,…- Построиться по: двое, трое…


Осоку - Медленно


Рицу-рэй (тати-рэй) - Приветствие стоя


Рэй - Приветствие, поклон, вежливость


Сайкэй-рэй - Глубокий поклон


Семэн-ни-рэй - Приветствие в сторону алтарной части додзе


Сорэмадэ - Закончить, разойтись


Суваттэ - Сесть


Сэнана - Назад


Сэнсэй-ни-рэй - Приветствие учителю


Таттэ (кирицу)! - Встать!


Хадзимэ! - Начали!


Хай-дозо - Да, пожалуйста. Исполнить продемонстрированную технику


Хаяку ! - Быстрее!


Хидари-ни - Налево


Юккури - Медленно


Юру-яка-ни - Плавно


Ямэ! - Стоп Прекратить Закончить


Ясумэ! - Отдыхайте!


Одежда, форма для тренировок


Ги - Одежда


Дзори - Соломенные сандалии, для прохода на татами, чтобы сохранить его чистым.


Доги - Традиционная одежда для тренировки


Кэйкоги - Тренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки)


Оби - Пояс


Содэ - Рукав


Таби - Традиционные Японские носки с вырезом для большого пальца


Увага - Верхняя одежда, куртка кэйкоги


Хакама - Широкие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил седан и выше.


Хаори - Верхняя накидка с широкими рукавами и фамильным гербом


Хатимаки - Повязка для удерживания волос


Эри - Воротник, отворот


Уровни и направления


Дзедан - Верхняя часть (плоскость) тела


Тюдан - Средняя часть (плоскость) тела


Гэдан - Нижняя часть (плоскость) тела


Еко -Сторона, бок, сбоку, в сторону, вбок


Массугу - прямо


Маэ - Лицевой, передний, вперед, впереди


Миги – правый


Нака - центр


Нанамэ - диагональ


Омотэ - Лицевой. Техника исполнения приемов на вхождение


Тёк-каку - прямой угол


Семэн - Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо


Сита, Кудасай - Вниз, низ


Сото - Внешний, наружный, во вне


Ура - Обратный, оборотный, задний


Усиро - Сзади, задний, назад, позади


Учи - Внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар


Уэ - Вверх


Хантай - противоположный, обратный


Хидари -левый


Хэйко -параллельно


Броски и удержания


Айки-отоси - Техника Айкидо, основанная на опрокидывание партнера путем выведения его из равновесия «выдергиванием» ног в сторону потери равновесия


Гяку-котэ-гаэси (гяку-готэ) - Обратный котэ-гаэси


Дзюдзи-нагэ - Бросковый вариант дзюдзи-гарами


Енке-осаэ (тэкуби-осаэ) - Четвертый контроль удержания. Рычаг со сдавливанием и вращением руки


Икке-нагэ - Бросковый вариант первого контроля (удэ-осаэ)


Икке-осаэ (удэ-осаэ) - Первый контроль. Рычаг с выпрямлением руки


Ирими-нагэ - Бросок прямым вхождением


Ирими-отоси - Одно из названий бросковой техники от атаки Екомен учи, использующей выведение из равновесия


Ирими-тэнкан нагэ - Бросок вхождением с использованием движения ирими-тэнкан


Кайтэн-нагэ - Бросок вращением


Ката-гатама - Болевой контроль руки, приведенной к плечу, с последующим броском партнера


Кири-отоси - Опрокидывающее срубание вниз


Кокю-нагэ - Бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки


Коси-нагэ - Бросок через бедро, поясницу


Котэ-гаэси - Бросок, осуществляемый за счет сгибания запястья


Котэ-кугики - Пригвождение запястья. Прикладная техника, применяемая в конечной фазе шихо-нагэ для удержания партнера


Куби-нагэ - Бросок партнера со скручиванием головы или с «Х»-образным захватом ногами или поясом


Нике-осаэ - Второй контроль. Удержание скручиванием запястья


Роке (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) - Удержание фиксированным воздействием на локоть


Санке-осаэ - Третий контроль удержания. Скручивание запястья


Санке-нагэ - Бросковый вариант санке


Санке-ути-кайтен - Исполнение санке через вход ути-кайтэн


Сихо-нагэ - Бросок на четыре стороны


Сото-кайтэн-нагэ - Бросок наружным вращением


Суми-отоси - Бросок с использованием «мертвого угла»


Сутеми - Буквально "бросок от тела". Бросковая техника выполняемая в падении


Тобу-нагэ - Бросок за голову


Тэнти-нагэ - Бросок «небо-земля»


Удэ-гарами - «Оплетение рук». Один из видов контролирующих приемов в ура-вадза


Удэ-кими-нагэ - Бросок с использованием фиксированного контроля локтя


Ура-ирими-нагэ (хати-маваси-нагэ) - Обратный ирими-нагэ. «Бросок подобный вращению восьмерки»


Ути-кайтэн-нагэ - Бросок вращением со входом внутрь под руку


Хидзи-дори - Название броска использующего блок локтя. Захват за локоть


Тело и органы человека


Абара - Ребро


Аго - Челюсть


Аси - Нога, ступня


Аси-куби - Лодыжка, щиколотка


Атама - Голова


Ваки - Подмышка


Дзин - Человек, персона, человеческое существо


Дзенван - Предплечье


До - Туловище


Какато - Пятка


Кансэцу - Сустав, место соединения, сочленение


Ката - Плечо


Кататэ - Запястье, одна рука


Коси - Бедро, поясница


Котэ - Запястье


Куби - Горло, горловина


Кэн - Меч, а также кулак


Кэнкокоцу - Лопатки


Мата - Бедро, область паха


Миги-тэ - Правая рука


Мунэ - Грудь


Мэ - Глаз, зрение


Мэн - Маска, шлем, лицо


Ре-тэ - Две руки


Се - Голова, удар в голову


Синтай - Тело человека, организм


Сокэй - Пах


Сокусо - Кончики пальцев, для атэми


Сокутэй - Основание пятки


Сунэ - Голень


Сэйкитю - Позвоночник


Тай -Тело, корпус, основа, великий, большой


Тайто - Ребро руки


Тэйсе - Основание ладони


Тэкуби - Горловина руки, запястье


Тэгатана - Меч-рука


Тэ-но-хира - Ладонь руки (с пальцами)


Тэ - Рука


Удэ - Рука от плеча до запястья


Уракэн - Тыльная сторона кулака


Хайсу - Тыльная сторона руки


Хара - Живот


Хидза - Колено


Хидзи (эмпи) - Локоть


Хито - Человек, люди, личность


Юби - Палец


Передвижения


Аюми-аси - Передвижение вперед. Полный шаг


Еко-укэми - Падение, страховка на бок


Ирими (ирими-хо) - Прямой вход (как правило в атаку)


Ирими-тэнкан -"вход + поворот". Одно из базовых движений тела в Айкидо


Маэ-укэми - Страховка вперед, а также все виды падений вперед на руки


Маэ-сикко - передвижение на коленях вперед


Сабаки - Общее понятие для всех форм перемещения


Сикко - Техника передвижения на коленях


Тай сабаки - перемещение. Движение тела в Айкидзюцу и Айкидо должно быть свободнотекущим, естественным и осторожным.


Тэнкан - Вращение, поворот


Тенчин - перемещение, где наге отступает под 45 градусов назад


Укэми - "Принимать телом". Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки); способ восстановления равновессия


Усиро-укэми - Страховка назад, а также все виды падений назад


Усиро-сикко - передвижение на коленях назад


Хики - Отступление, передвижение назад


Цуги-аси - Приставной шаг


Цури-аси - "Подсекающий шаг", использует подбив передней ноги для передвижения вперед


Основные позиции и стойки


Ай-ханми - Одноименная стойка


Ваки-но-камаэ - Стойка фехтовальщика, при которой меч находится сбоку


Гэдан-но-камаэ - Позиция, при которой меч (рука) находится на нижнем уровне


Гьяку - ханми - Разноимённая стойка относительно позиции партнера


Дзедан-но-камаэ - Позиция, при которой меч (рука) находится в верхнем уровне


Иай-хидза (татэ-хидза-но-камаэ) - Стойка на одном колене


Камаэ - Стойка, позиция


Камаэ-то - Стойка фехтовальщика, при которой меч находится на среднем уровне. Исходная позиция для упражнений с мечом.


Кери - Дистанция, интервал (приглашающие к бою)


Конго-но-камаэ - Вертикальная позиция меча, поднятого над головой


Кэкки - Вскакивание на ноги из позиции сидя


Ма-ай - Боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста и вооружения партнеров. Расстояние, гармоничная дистанция между партнёрами


Миги-ханми - Правосторонняя стойка


Сизентай - Естественная позиция


Сисэй - Поза, осанка, позиция


Тюдан-но-камаэ - Позиция, при которой меч (рука) находится на среднем уровне


Ханми-но-камаэ - Позиция вполоборота на 45 градусов. Базовая стойка Айкидо.


Хидари-ханми - Левосторонняя стойка


Энсай-но-камаэ - "Позиция сидя на корточках", которая принимается при объяснениях учителя его ассистентом


Ранги и титулы


Дан - Ступень мастерства; уровень, степень


Досю (Дошу, Досу) - «Мастер Пути».Следуя традиционным Японским обычаям, положение Досю передается по наследству. Настоящий Досю - Уэсиба Моритэру, внук Основателя Айкидо


Дохай - Начинающий ученик, который еще только ступил на Путь


Дэси - Ученик, учащийся, обучающийся


Кохай - Младший ученик


Кю - ранг белого пояса или любой ранг ниже седан. Ученик в Айкидо, начальная степень мастерства


Муданся - Статус до получения дана


Нидан - Второй дан


Рю - Школа, поток, течение


Сандан - третий дан


Седан - Начальная ступень, 1-й дан


Сесинся - Новичок, послушник, начинающий


Сидоин - Инструктор, руководитель, наставник. Обычно присваивается от 3-го до 5-го дана


Сихан - Старший преподаватель в пределах школы (обычно присваивается с 5-го дана)


Сэмпай - Старший ученик


Сэнсэй - дословно "рожденный раньше, пришедший раньше", вежливое обращение к учителю или более старшему по возрасту человеку


Учи-дэси - «Внутренние, домашние ученики». Ученики, которые живут в додзе, сутками тренируются и заботятся об учителе.


Юданся - Обладатель черного пояса, ступени мастерства


Удары, атеми


Атэми - Удар, оборонительный удар, применяемый для нейтрализации вашего партнера для потери им равновесия и эффективного проведения вами приема


Агэ-цуки - восходящий удар кулаком, апперкот. Применяется в атэми-дзюцу. Например, при удэ-кими-наге


Вакикагэ - атэми в область подмышечной впадины


Гококу - давление в точку, расположенную между большим и указательным пальцем. Вид атэми


Гэкон - давление в точку, расположенную под нижней губой. Вид атэми


Гяку-гамаэ-атэ - один из видов атэми, который применяется в Томики-рю против вооружённого противника. Так же одно из видов пазвания прикладного сокумэн-ириминаге


Гяку-цуки - прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки


Дагэки - сильный удар; атакующий удар


Док-ко - давление в болевую точку, расположенную за ухом. Вид атэми


Дэнко - точечный удар по плавающим рёбрам


Еко-гери - Боковой удар ногой


Екомэн-учи - Боковой рубящий удар


Екомэн-сюто-учи - Секущий удар ребром ладони сбоку


Гэдан цуки - удар в нижний уровень, обычно в область паха


Дзёдан цуки - удар в верхний уровень, обычно в голову


Кататэ-дори-мэн-ути - Захват руки с одновременным ударом другой рукой


Кэагэ - Восходящий удар ногой


Кэкоми - Проникающий удар ногой


Кюмон - "девять ворот" в нервную систему, которые используются в атэми


Маваси-гири - Круговой удар ногой


Маваси-цуки - Круговой удар кулаком


Мае гери - удар ногой вперед с фиксацией ноги


Мэ-цубуси - "давление на глаза", "ослепление глаз". Один из видов атэми. Иногда называется - кошачий удар


Муне цуки - удар или толчок в грудь


Мэн-учи - Рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом.


Ниппон-кэн - кулак с выдвинутым средним суставом среднего пальца. Применяется в атэми-дзюцу


Омотэ-екомэн-учи - Боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнера, т.е. изнутри


Ой-цуки - одноимённый прямой удар кулаком


Семэн-учи - Фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперед


Тё-тоцу - точечный удар по глазам


Тэтэ - атэми головой


Тюдан цуки - удар в средний уровень, обычно в область живота


Ура-екомэн-ути - Обратный боковой рубящий удар


Ура-кэн (рикэн) - Обратный удар кулаком


Усиро-гэри - удар ногой назад


Ути - Рубящий удар


Фукуто - атэми по колену


Хики-цуки - тычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону, как бы отступая при нанесении удара


Хинэри-ути - Удар кулаком, ребром ладони или локтем со скручиванием сустава


Цуки - удар или толчок (чаще по центру) кулаком, мечом или дзе


Цукури - Имитация удара. Способы тренировки, подготовки и проведения броска


Эмпи учи - удар локтем


Яма-цуки - Удар двумя кулаками, расположенных на разных уровнях


Захваты


Ай-ханми-кататэ-дори - Одноименный захват запястья


Гяку- ханми-кататэ-дори - Разноименный захват запястья


Гяку-тэ-дори - Обратный захват рукой (например, для того, чтобы тащить за собой кого-либо)


Доги-дори - Захват за одежду


Дори (тори) - Взять, уловить, захватить


Ката-дори - Захват за плечо


Ката-дори-мэн-учи - Захват за плечо с одновременным ударом второй рукой


Ката-дзюдзи-симэ - Удушение «Х»-образным захватом спереди


Кататэ-дори - Захват за запястье руки


Ай-ханми-кататэ-дори - Одноименный захват запястья (из положения ай-ханми)


Кататэ-дори-мэн-учи (кататэ-учи) - Захват руки с одновременным ударом другой рукой


Куби-симэ - Мертвая хватка, удушение


Кататэ-ретэ-дори (Моротэ-дори) - Удержание одной руки двумя руками


Мочи - Захват


Мунэ-дори - Захват за отворот куртки в области груди


Мунэ-мото-дори - Захват двумя руками за верхний отворот куртки в области груди


Осае - Нажатие, давление, удержание


Ре-мунэ-дори - Захват за отвороты кимоно двумя руками


Ре-тэ-дори (ре-тэ-мочи) - Захват двух рук партнера спереди


Ре-ката-дори - Захват за оба плеча


Ре-содэ-дори - Захват за два рукава


Ре-хиджи-дори - Захват за два локтя


Ситатэ-дори - Захват партнера с замком рук на уровне груди (под его руками)


Содэ-дори - Захват за рукав


Усиро-куби-симэ - Удушение сзади захватом за отворот или двумя руками


Усиро-ретэ-дори - Захват сзади двумя руками за две руки


Усиро-рекатэ-дори - Захват за два плеча сзади


Усиро-рехидзи-дори - Захват сзади за два локтя


Усиро-ситатэ-дори - Обхват партнера сзади с замком рук на уровне груди (под его руками)


Усиро-кататэ-дори-куби-симэ - Удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья)


Усиро-уватэ-дори - Обхват сзади с поверх рук


Усиро-удэ-дори - Захват двух рук сзади со скрещиванием локтей


Усиро-эри-дори - Захват за ворот одежды сзади


Усиро-ситоте-дори - Обхват сзади под руками


Хидзи-дори - Захват за локоть


Эри-дори - Захват за воротник


Энергетика


Айки - Сочетание универсальной духовной силы


Дзансин - Неразрушимое сосредоточение. Дзансин - "следование сквозь" прием, "через" технику; даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку. Одно из значений - «оправданная жестокость»


Ики - Дыхание. Представляет собой скорее физический аспект газообмена легких, тогда как кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания


Икидзуку - Вдох-выдох


Ки - «Сущность, энергия, дух, воздух, чувство, ум». Жизненная энергия или сила, которая держит сознание вместе.


Киай - «Полнота Ки». На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порожденный из глубины существа (хара); на духовном плане – это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии


Ки-но-нагарэ - Поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо


Ки-но-тикара - Сила энергий


Кисоку - Бесшумное дыхание, более тонкое по своей сути


Кихон - Корни ки. База, фундамент, основа


Кокю - «Вдох-выдох, дыхание». Жизненное дыхание, порожденное Космосом. Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы


Кэнсэй - Боевой выкрик в воинских искусствах действующий на подавление, сдерживание, сковывание, отвлечение внимания


Мецкей - Точное фокусирование взгляда и сознания


Мецкей сутеми - Полная и тотальная решимость идти до конца


Му-син - «Отсутствие духа». В Айкидо применяется в самом начале тренировки для концентрации и подготовке себя к началу занятий.


Нагарэ - Поток, течение, школа, направление. Непрерывный поток ки во время исполнения техники.


Сэйка-но-тандэн - «Нижний тандэн». Точка внизу живота – ниже пупка на два пальца. Единое средоточие всех физических и духовных сил.


Тандэн - «Живот, брюшная полость». Одно из названий центров, собирающих воедино физическую и духовную энергию человека.


Торифуне - практика дыхания и положения


Фусоку - Способ дыхания, включающий звуки для его (дыхания) контроля.


Клуб Синтэн   О Синтэн Статьи Игры Контакты

Словарь терминов

Клуб Синтэн   О Синтэн Статьи Игры Контакты
Словарь терминов